Современную жизнь сложно представить без железного коня – автомобиля. Удобно, что можно в тепле и спокойствии доехать до работы. Удобно, что не нужно тащить на себе сумки из магазина. Удобно поехать в выходные на дачу или на природу. Но чтобы испытать это удобство, нужно сесть за руль.
Эту статью я хочу посвятить боязни вождения автомобиля. Почему она находится в разделе по психологии? Всё просто. Страх – это чувство психологическое, эмоциональное, причины его в нашем мышлении. И поэтому если у вас есть мысль «Я боюсь водить автомобиль», психологи рекомендуют разбираться прежде всего со своими страхами.
Однако продолжу своё повествование на тему «хочу водить машину, но боюсь». Для начала расскажу, как я начинала водить машину.
Моя история
Права я получила достаточно давно – в далёком 2007м году, но свою машину мы с мужем купили только в 2010м. Водить машину я умею с детства – еще в шесть или семь лет дед первый раз посадил за руль, и я попёрла прям в картофельное поле, на котором все остальные родственники тихо-мирно выкапывали картошку.
Сам принцип вождения я прекрасно понимала – училась на «механике», а «автомат» — так там даже думать не надо, всего две педали. Но вот почему-то сесть за руль собственной машины и сразу поехать не получилась – мешал страх. Причем природу этого страха я себе объяснить не могла, он был какой-то иррациональный. Я не боялась попасть в аварию, не боялась разбить машину, не боялась осуждения других участников движения – но страх был просто панический!
Сначала на свеже купленной машине ездил муж. Возил меня на работу и с работы, а я вроде как и хотела сама ездить за рулём – но мне было очень удобно, так что самостоятельные поездки всё откладывались и откладывались. Но всё было так радужно ровно до тех пор, пока у мужа не появилась другая машина, да еще плюс ко всему на работе появились частые командировки, так что я осталась с этим агрегатом один на один.
На работу на маршрутке было ездить уже непривычно (как говорит возмущённая интеллигенция — не комильфо ), так что пришлось вышеупомянутый агрегат всё-таки осваивать. Но обо всём по порядку.
Страх мешал садиться за руль. Сказать, что было страшно – не сказать ничего! Перед поездками в первое время у меня случалась буквально истерика! Боюсь руля – и всё! Когда я первый раз в сопровождении мужа попыталась выехать в город – у меня сложилось впечатление, что я города не знаю вообще! Где можно поворачивать, а где нельзя? Почему здесь я должна пропускать, а здесь меня? Почему так много машин и куда они все едут???!!!
Я поняла, что сразу сесть и поехать у меня всё-таки не получится. И чувство было вроде как не просто боюсь садится за руль — чего бояться-то, села — да сиди:smile: Я боялась именно езды по городу. Но водить автомобиль всё же нестерпимо хотелось и я решила действовать постепенно.
Первым делом я решила разобраться, одна ли я так боюсь или и другие тоже подвержены этому? Я стала проводить соц. опрос среди знакомых водительниц и обнаружила такую картину: из десяти опрошенных девушек не боялась водить поначалу только одна!
Но она и по жизни безбашенная – в первые полгода вождения побывала в ДТП (хоть и незначительных) четыре раза. Остальные все в той или иной степени боялись.
Одна говорила, что первый год вождения каждый раз прокладывала себе маршруты по карте и ездила только по своему району. Другая говорила, что брала с собой первое время папу в качестве помощника. А еще одна на вопрос «Как ты преодолевала страх?» ответила «Да никак! Просто ездила и ездила. На меня все матерились, сигналили, а я просто музыку погромче делала».
Ну так вот. Сначала мы с мужем приезжали на крупную парковку возле торгового центра. Ну как приезжали….он нас туда привозил 🙂 Парковка была большая, а после десяти вечера машин там уже не было. Я пересаживалась за руль и нарезала круги передом и задом по этому пятаку, училась парковаться. Сразу скажу – парковаться мне не нравилось, мне нравилось просто ехать прямо и всё. Там, на этой площадке, еще были места размечены для машин – так вот тренировалась вставать точно между этих нарисованных полосок. Один раз не рассчитала, сильно сдала назад – немного царапнула задний бампер. Зато стала чувствовать, где кончается машина! Ну и муж у меня спокойный – даже не сказал мне ничего, деликатно промолчал
Потом стала садиться за руль примерно за километр от дома, когда вечерами с работы ехали. Там везде светофоры стоят, и даже если они не работают – везде нужно ехать по главной дороге, так что пропускать никого не нужно – это на первых порах, когда только начинаешь ездить за рулём и боишься, очень удобно. А как-то раз муж настоял на том, чтобы я ехала на работу сама, а он будет рядом. Чтобы усложнить задачу, я попросила его сесть на заднее сиденье и читать книгу, чтоб не подсказывал мне ничего. С этого момента так и ездили везде вдвоём – страх всё равно оставался, но одной было еще страшней.
Боюсь руля
Далее нужно было привыкать ездить одной. Как-то в воскресенье я встала в шесть утра и поехала по своему обычному маршруту до работы. Маршрут я уже знала, машин в это время было мало, ехала я со скоростью 40 километров в час и уже даже ощутила внутреннее ликование. Ну, думаю, еще раза три-четыре нужно так съездить – и всё, я герой и могу ездить совсем одна!
Но не тут-то было! На следующий день мужа внезапно отправили в командировку в другой город на целую неделю и передо мной встал вопрос самостоятельной доставки себя на машине на работу. Это был кошмар и ужас! Такой паники я не испытывала даже когда с наркоманом в подъезде дралась (но это уже другая история)!
Всю ночь я периодически просыпалась, мне снился руль, педали и дорога. Утром, сев в машину, я первым делом настроилась. Настраивалась я наверное минут 10. А потом потихоньку поехала. В правом ряду. За троллейбусом. С максимальной скоростью 50 км/ч. Вот так потихоньку и доехала до работы. С дрожащими руками и ногами, ага.
Вечером специально задержалась на работе, чтобы машин было меньше – эта идея казалась гениальной! Но опять не тут-то было! Приехав домой, я обнаружила что возле дома нет ни одного свободного парковочного места – так как было уже поздно и все нормальные люди уже вернулись с работы домой. Боже мой, что же делать?
Пришлось ставить машину в соседнем дворе – хорошо, что там места еще остались. Хотя можно было и в своём дворе втиснуться – но это я научилась делать немного позже.
Вот так вот постепенно я и привыкла ездить за рулём. Ну это сначала «ездить», а уже потом «водить». Потому что, на мой взгляд, «ездить» и «водить» – понятия различающиеся. И когда машину «ведёшь» — ты знаешь как поступить в каждый момент времени, знаешь как отреагировать на каждую сложившуюся ситуацию, чувствуешь габариты и скорость.
Как не бояться водить машину?
Теперь хочу дать несколько советов тем, кто боится руля. Я не претендую на советы водителя-профессионала. Я хочу просто сказать несколько слов о том, как перестать бояться водить и почувствовать себя увереннее. Просто когда я интересовалась этой темой, я перерыла весь интернет, а по запросам «как не бояться водить машину», «хочу водить машину, но боюсь», «боюсь водить автомобиль» и им подобным вылезали только какие-то форумы и советы типа «не переживай, братюнь, всё будет нормально!». Меня же это не устраивало и я хотела конкретных ответов, что делать, когда и как — чтобы перестать испытывать страх перед железным конём. Так вот, перечень конкретных советов, которыми, я надеюсь, я смогу помочь начинающим:
Настрой сиденье так, чтобы вам было удобно и комфортно. Спине нужна поддержка, а руки не должны уставать. Посмотрите в Интернете (материала достаточно) или спросите у опытных водителей, как это делать. Если вам будет комфортно за рулём – это несколько уменьшит страх.
Настрой зеркала, чтобы слепые зоны оказались минимальными. Я поначалу вообще не понимала как можно в зеркалах что-то разглядеть и думала что это жутко неудобно. Хорошо, что вовремя услышала передачу на Авторадио – там рассказывали как раз про правильную настройку автомобильных зеркал. Я думаю, тоже можно много материала по этой теме найти. Когда правильно настроите зеркала – станет заметно удобнее. А это опять-таки плюс сто к спокойствию и отсутствию страха.
Надевай удобную обувь. Потом, когда немножко научитесь и страх ослабнет – можно будет и на шпильках, и в босоножках водить машину. Но поначалу лучше надевать обувь на плоской подошве без протектора. У меня например, один раз протектор за педаль газа зацепился – так я чуть в обморок не наложила!
Если ты одна в машине – всегда блокируй двери. Да даже если и не одна – тоже блокируй. С нашей женской привычкой бросать сумку со всеми документами и деньгами на заднее сиденье – ты лёгкая добыча для мошенников. И неадекватных на дорогах хватает: подрежешь кого-нибудь случайно, к тебе подбегут, откроют дверь и возможно даже будут больно бить. Шутка конечно, но есть в этом и доля правды — посмотри подобные ролики на ютубе. Ты удивишься как их много! То же самое касается и окон – не открывай их настежь со всех сторон!
Обязательно пристёгивайся! Можно резко затормозить (в том числе и об впереди стоящий автомобиль) – а я думаю тебе не нужно, чтобы рулевая колонка торчала из грудины. Да и нос разбить об руль при резком торможении можно запросто.
Девочки, еще одно моё наблюдение – не забывайте включать фары на ближний свет. Мало того, что если не включите – нарушите ПДД, так вас же еще и не видно будет на дороге! Особенно в дождливую серую погоду! Система действий такая – села в машину, завела, заблокировала двери, пристегнулась, включила ближний свет. Отработайте это до автоматизма – и вам станет проще, и психологического дискомфорта будет меньше.
Если ты обладательница длинной гривы– положи в машину несколько резинок или заколок для волос. Пригодятся! Волосы можно будет собрать, они не будут мешать, следовательно, станет гораздо удобнее и ты будешь чувствовать себя увереннее.
В первые недели вождения старайся исключить отвлекающие факторы – не нужна тебе пока музыка в машине, а телефон вообще нужно переводить в беззвучный режим или выключать совсем. Также не ешь и не пей за рулём – мало ли, косточкой какой-нибудь поперхнешься или рука жирная с руля соскользнёт…
Испугалась чего-то на дороге или почувствовала себя плохо? Прижимаемся к обочине, включаем аварийку и встаём думать. Если прижаться к обочине возможности нет – просто потихоньку останавливайся там где едешь, включай аварийку и собирайся с мыслями.
Девочки, не забывайте пожалуйста включать указатели поворота! При совершении абсолютно любого манёвра! Это абсолютно не сложно – поворотник находится прямо под рукой, не нужно даже никуда тянуться. И делать это нужно заблаговременно. А иначе откуда другие участники движения узнают, куда ты сейчас ломанёшься?
Первое время старайтесь выбирать такие маршруты, где ехать надо по главной дороге и без левых поворотов. Левый поворот – бич многих женщин! У меня одна знакомая больше десяти лет за рулём, но левых поворотов до сих пор старается избегать. Если всё же приходится поворачивать налево – включай поворотник и аккуратненько начинай вылезать со своей полосы. Кто-нибудь да пропустит. Но смотреть нужно внимательно, во все глаза!
На дорогах сейчас много любителей посигналить на светофоре, поморгать дальним светом (чтобы их типа пропустили), поматериться в открытое окно на другого водителя. Не обращай внимания. Тебя не должно волновать эмоциональное состояние других людей, сидящих за рулём. Не нарушаешь ПДД – оставайся спокойной.
Кстати, про ПДД (Правила Дорожного Движения). Не мешало бы купить свежее их издание и прочитать всё внимательно. И периодически смотреть обновления. Тогда страхов станет намного меньше. Ты будешь точно знать, где можно разворачиваться, а где нельзя. Будешь представлять за что прав могут лишить, а за что штраф выпишут. Да и работников ГИБДД не надо бояться. Не нарушаешь – не останавливают.
Не нужно пытаться исполнить параллельную парковку между двумя дорогостоящими Мерседесами! Со временем навык появится, и ты сможешь парковаться где и как угодно, но поначалу – не нужно этого, поверь мне! Лучше уж поставить машину на двести метров дальше и пройти немного пешком, чем потом разбираться с суровым дяденькой из-за царапин и вмятин на его машине.
Запиши телефоны всех служб, куда можно обратиться в том или ином случае. При ДТП – как позвонить с мобильного в ГИБДД или аварийным комиссарам. Если машина замёрзла – неплохо иметь телефон службы эвакуации или тех людей, которые занимаются отогревом автомобилей. Периодически телефоны нужно проверять на актуальность.
Вот такие проверенные лично на себе правила. Прочитала ты всё, и подумала: «Хорошо тебе, Катя! А я всё равно боюсь руля! И никогда не научусь водить автомобиль!» А я отвечу — нет, водить каждый может научиться. Я не говорю конечно о езде мирового класса — но нормально, адекватно и уверенно водить под силу почти каждому (кроме клинических случаев:smile:) И вот тот толстый дяденька на газели тоже не родился с рулём между рук, а так же сначала учился.
Кажется, что всё так сложно. На самом деле просто надо решить, что тебе точно нужно водить машину! Если решимости нет – тогда лучше использовать другие способы передвижения. И главное – ежедневные тренировки! При каждой возможности садись за руль! Зато потом, когда научишься – будешь испытывать настоящий кайф от вождения! И вообще, чтобы ездить хорошо – надо ездить постоянно. Удачи и ровных дорог!